Виды терморегуляторов (термостатов) для масляного радиатора
Масляные радиаторы пользуются большим спросом, поэтому встретить их можно практически в каждом доме. И это неудивительно, ведь масляный обогреватель — компактный и очень удобный в использовании.
Узнать цену и купить отопительное оборудование и сопутствующие товары вы можете у нас. Пишите, звоните и приходите в один из магазинов в вашем городе. Доставка по всей территории РФ и стран СНГ.
Однако несмотря на все его преимущества, есть в функционировании масляного радиатора один явный недостаток: высокие энергозатраты. Для того, чтобы электрической энергии потреблялось меньше, предназначен терморегулятор. Он осуществляет контроль за работой обогревателя, выключая нагретый до нужной температуры и включая, когда он остыл.
Термостат масляного радиатора KST401 16А/250В/70°C
Терморегулятор предназначен для автоматической регулировки температуры. Обогреватель без термостата неудобен в использовании, т.к. включение и выключение устройства, в зависимости от температуры в помещении, придется осуществлять вручную. Если вы хотите, чтобы помещение прогрелось за время вашего отсутствия, то ручным способом этого сделать не удастся. Тем более, что обогреватели, не оборудованные терморегуляторами, пожароопасны, если не выключать их на протяжении длительного времени.
Масляный радиатор Timberk TOR 21.1005 lux с термостатом
Существует 3 вида терморегуляторов для масляных радиаторов:
- механические;
- электромеханические;
- электронные.
Основное отличие заключается в устройстве термореле для масляного радиатора. Другими словами, способ, при помощи которого термодатчик фиксирует температуру и размыкает цепь, у каждого вида разный.
Рассмотрим характеристики каждого из видов.
Электронный терморегулятор базируется на трех основных составляющих:
- температурный датчик;
- микропроцессор, который обрабатывает и передает информацию;
- термореле.
Электронные регуляторы отличаются высокой точностью определения температуры в помещении, а также они просты в управлении.
Электромеханические терморегуляторы подразделяются на несколько групп:
- В первую группу входят контакты и сдвоенная металлическая пластина. Когда устройство нагревается, пластина выгибается и размыкает группу контактов. Как итог — электричество прекращает подаваться к нагревательной пластине. Когда радиатор остывает, пластина возвращается в исходную точку и начинает функционировать в прежнем режиме.
- Вторая группа — это приборы, оборудованные реле. Реле представлено цилиндрической трубой, в которой находится отзывчивое к нагреву вещество. Труба помещена в емкость с водой. Когда температура масляного обогревателя поднимается, вещество расширяется. Когда температура доходит до нужного уровня, расширенное вещество оказывает воздействие на электрическую цепь посредством привода. В итоге происходит замыкание или размыкание контактов и исключается перегрев прибора.
Механические терморегуляторы выглядят как обычная запорная арматура. Устройство сконструировано из баллона со штоком, в котором находится чувствительное вещество. При нагреве вещество расширяется, шток перекрывает поток теплоносителя в системе.
Цена детали и ремонта
Большинство автосервисов рекомендуют заменять термостат раз в 3-5 лет, не дожидаясь возникновения проблем. Удобнее всего это делать вместе с диагностикой системы охлаждения или заменой ОЖ. Стоимость данных работ невысока, все упирается в положение детали под капотом и производителя автомобиля.
Авторынок отвечает на спрос широким ассортиментом как универсальных, рассчитанных практически на любой мотор, так и на индивидуальный, экземпляров. Отечественное производство будет на порядок дешевле импортных аналогов. Например, стоимость российского узла для ВАЗ будет составлять около 300 рублей. В то время, как зарубежный прибор имеет цену от 600 рублей и выше.
Критерии выбора
При подборе модели терморегулятора большинство пользователей ориентируется на цену. Механические модели в разы дешевле электронных, но в то же время менее удобны в управлении. Самыми удобными являются электронные приборы с возможностью программирования.
С их помощью можно устанавливать температурный режим на разные временные промежутки. Такие терморегуляторы способны отключать отопление на тот период, когда в квартире никого нет, и доводить температуру до комфортных значений в необходимое время. Можно также запрограммировать дневной и ночной режимы обогрева помещения.
Терморегуляторы также различаются по внутреннему содержанию:
- Приборы с сильфонами, наполненными жидкостью стоят недорого, но и реакция их на температурные изменения в окружающей среде несколько замедленная.
- Газонаполненные термоголовки очень чувствительны к любым колебаниям температуры. Они «заметят», если воздух в комнате потеплеет от того, что в окно светит солнце и перекроют клапан, остановив подачу носителя.
Этот критерий важно учитывать при покупке определенной модели.
Важно также учесть следующие отличия газовых и жидкостных термостатов:
- Устройства на газе отличаются высоким сроком службы. При этом газ плавно реагирует на изменения температуры, что не вызывает избыточных резких нагрузок на прибор. Жидкостные срабатывают быстро, что сильнее влияет на износ рабочих деталей, но позволяет оперативно реагировать на падение или рост температуры.
- В жидкостных термостатах датчик может быть выносным или встроенным. Если он встроен, то устройство ставится в горизонтальном положении, чтобы уменьшить влияние конвекционных потоков от радиатора и труб.
- Датчики дистанционного типа целесообразно устанавливать, когда прибор закрывается плотными шторами, влияющими на теплообмен, термостат расположен вертикально, радиатор установлен в глубокой стеновой нише или слишком близко к подоконнику.
Описание и схемы работы на ВАЗ 2106, 2107, 2109, 2114
В автомобилях ВАЗ система охлаждения имеет ряд особенностей. В частности, перед насосом монтируется специальный 2-клапанный термостат (дополнительный и основной), имеющий твердый (восковый) наполнитель.
Пока двигатель еще не прогрелся, большая часть ОЖ будет проходить по малому кругу, то есть с охватом насоса системы, рубашки охлаждения силового узла и цилиндров, а также термостата.
Далее жидкость снова возвращается к насосу. Вместе с этим ОЖ циркулирует через рубашку трубопровода впуска и камеры для смешивания в карбюраторе.
Если же кран отопителя салона открыт, то жидкость проходит и через его радиатор.
В случае, когда мотор прогрет не до конца, то есть температура ОЖ еще не достигла нужной отметки (90 градусов Цельсия), частично открывается основной клапан, другой (перепускной или байпасный) частично прикрывается, и часть горячей жидкости идет к основному радиатору.
Это позволяет быстрей прогреться силовому узлу. Как только температура доходит до уровня 90 градусов Цельсия, открытие клапана происходит полностью, что позволяет весь поток направить через радиатор.
Основные металлы, из которых выполнены элементы термостата — медь и латунь.
Принцип работы схож с тем, что уже рассматривался выше.
Устройство и принцип работы
После пуска силового агрегата часть тепла, образующегося при сгорании топлива, идет на нагрев картера и головки блока. Для обеспечения нормальной смазки и улучшения смесеобразования мотор должен прогреться до 85-105°С (зависит от модели ДВС). Установленный в контуре охлаждения терморегулятор не позволяет хладагенту циркулировать через радиатор. Антифриз ходит по внутреннему кругу, позволяя мотору прогреваться до рабочей температуры за 5-10 минут. По мере прогрева термостат пропускает хладагент в теплообменник машины, охлаждаемый вентилятором.
Принцип работы регулятора основан на температурном расширении жидкого или твердого наполнителя.
Увеличивающийся в объеме материал смещает штангу с клапаном, который распределяет потоки антифриза. В схеме предусмотрены пружины, возвращающие заслонки в исходное положение при снижении температуры жидкости. Элементы конструкции закреплены в корпусе, изготовленном из силумина или термостойкого пластика. На некоторых автомобилях монтируются термостаты без внешней оболочки, установленные в блок цилиндров силовой установки.
Варианты наполнителя
Итогом промышленных экспериментов и трудов стали две вариации наполнителя: с твердым веществом и гелиевым заполняющим. Последняя была разработкой французского инженера Сержа Вернье во второй половине XX века. Его компания и по сей день занимается производством, снискав заслуженные доверие и благосклонность потребителей.
Принцип работы обоих типов практически идентичен. Разница в том, что у гелиевого экземпляра повышена герметизация и есть особенности физических свойств самого наполняющего, как, например, уровень чувствительности к изменениям градусов в зависимости от состава. Однако, в современном производстве чаще встречаются приборы с твердым наполнителем.
Термостаты с твердым наполнителем
Регуляторы с твердым рабочим веществом оснащаются герметичной камерой, заполненной синтетическим воском (церезином). Принцип действия основан на переходе воска при прогреве из твердой фазы в жидкую. Раствор воздействует на эластичную манжету и связанный с ней толкатель. Подвижная штанга связана с тарельчатым клапаном, позволяющим антифризу циркулировать по малому (или внутреннему) кругу или пропускать жидкость в теплообменник для охлаждения.
Полученный материал отличается стабильным коэффициентом расширения при переходе из твердой фазы в жидкую и обратно. За счет стабилизации параметра температура хладагента поддерживается в допустимом диапазоне.
Термостат с жидкостью
Регулятор с жидким рабочим веществом устроен аналогично конструкции с твердым заполнителем, но раствор находится в герметичном сильфоне. Жидкость состоит из смеси дистиллированной воды и этилового спирта. При температурном расширении в сильфоне возникает избыточное давление. Элемент распрямляется и через связанный с ним шток открывает канал отвода антифриза в бачок теплообменника. Количество жидкости, перекачиваемой в радиатор, зависит от температуры антифриза в блоке цилиндров.
Разновидности и местоположение
Место установки термостата зависит сразу от нескольких моментов: модель ДВС, расположение ДВС в подкапотном пространстве, особенности конструкции СО. Зачастую прибор устанавливают в точке вывода охладителя из блока цилиндров. Также в приоритете установка рядом с помпой, в точке входа центробежного насоса.
Есть несколько моделей моторов, конструкция которых предполагает наличие сразу двух термостатов в СО — так называемые двухконтурные системы. Первый прибор осуществляет контроль за температурой головки блоков цилиндров и поддерживает заданный показатель в 87 градусов. Другой расположен в области самого цилиндрового блока.
Различны и вариации данного устройства:
- 2-клапанный — самый распространенный вариант в отечественном автопроме легковой и грузовой техник. Принцип его работы, как говорилось выше, заключается в воздействии внутреннего наполнителя термостата на штык, который в свою очередь открывает и закрывает путь охлаждающей жидкости. Его местоположение — между верхним бачком радиатора, выходом водной рубашки и насосом. Открытие большого круга перекрывает малый, отчего жидкость проходит только через радиатор.;
- 1-клапанный прибор не имеет отверстия малого круга. Этот вид наиболее часто встречается на моделях зарубежного авторынка. Устанавливается между нижним бачком радиатора и насосом, расположенным у входа в водную «рубашку». В этой схеме открытие большого круга оставляет малый также открытым для циркуляции жидкости.
- Контур некоторых моторов дает достаточно сильное давление, которое препятствует открытию. Для решения данного вопроса был разработан 1-клапанный термостат с 2 ступенями. В его конструкции присутствуют основная и малая тарелки. Сперва открывается малая тарелка, куда входит небольшое количество охладительной смеси. Затем происходит открытие основной и впуск оставшегося объема жидкости.
- Электронный отличается от предшественников возможностью использовать в качестве нагревательного вещества не только охлаждающую жидкость, но и дополнительной деталью. Она подключена к электронному узлу, автоматически контролирующему всю СО и работу термостата. Электронная система управления позволяет держать температуру в 90-110⁰С во время стандартной работы мотора и 80-90⁰С — при максимальной мощности. Этот тип прибора позволяет снизить расход горючего и прибавить мощности на малых оборотах посредством более эффективного охлаждения впускного воздуха.
Отопительный терморегулятор
Регулировать температуру в помещении можно, вращая ручку шарового крана. Но он может находиться только в двух положениях: открыто или закрыто. Если кран закрыть не полностью, то конструкция потеряет герметичность из-за твердых частиц, содержащихся в носителе тепла, которые повреждают шарнир. Поэтому для систем отопления чаще используют специальный терморегулятор с механическим управлением.
В устройство терморегулятора отопления входят элементы (смотрите рисунок):
- Термический элемент;
- Термический перекрывающий клапан;
- Шкала настроечная.
- Чувствительный к изменению температуры элемент;
- Разъемное соединение;
- Шток передающий;
- Клапан от золотника;
- Компенсаторное устройство;
- Накидная гайка;
- Кольцо для фиксации;
Сложная конструкция свойственна и для термического элемента, который называют сильфоном. Это цилиндр с гофрированными изнутри стенками. Полость заполнена газом или жидкостью – рабочей средой, способной реагировать на изменение температуры вокруг. Именно этот элемент обусловливает принцип работы терморегулятора отопления.
Принцип действия
Принцип работы терморегулятора отопления основан на свойстве веществ увеличиваться в объеме при нагревании и уменьшаться при остывании. Термодатчик реагирует на изменение температуры снаружи конструкции. А каждому ее значению соответствует некоторое давление рабочей среды, которая заполняет полость сильфона.
Возможны два варианта действия:
- Температура превысила установленное потребителем значение. Тогда сильфон растягивается от увеличения объема рабочей среды. Это заставляет перемещаться шток, от которого зависит работа перекрывающего клапана. Поток теплоносителя уменьшается, и температура падает;
- Температура стала ниже установленной потребителем. Тогда сильфон сжимается, поскольку объем рабочей среды в нем уменьшается. Шток начинает двигаться в обратном направлении, приоткрывая клапан. Поток теплоносителя увеличивается, отчего температура начинает расти.
Эти два процесса постоянно сменяют друг друга. Современные терморегуляторы позволяют реагировать на изменение температуры в пределах одного градуса и даже десятых его долей. Для человека такая температурная разность несущественна, и он не заметит периодического повышения и понижения.
Виды и типы
Термостаты можно разделить в зависимости от диапазона рабочих температур:
- Устройства, работающие при высоких температурных показателях от +300 до 1200 °С.
- Термостаты среднего уровня: от -60 до 500 °С.
- С самым низким диапазоном температур (криостаты): менее -60 °С. Они работают вместе с дополнительными источниками холода.
Также термостаты классифицируются в зависимости от стабильности и точности срабатывания. Их характеризирует отклонение от заданной температуры:
- 5 – 10 °С – наихудший показатель термостата.
- 1 — 2 °С – для воздушного термостата это хороший показатель, но для жидкостного – посредственный.
- 0,1 °С – отлично для воздушного, средне – для жидкостного.
- 0,01 °С – не достижимо для воздушного, хорошо для жидкостного термостата специальной конструкции.
- 0,001 °С – такой показатель может быть достигнут только в метрологических жидкостных термостатах.
Что означает термин «терморегулятор»
Терморегулятор — это устройство, которое задействуется в системах отопления или кондиционирования для обеспечения установленного значения температуры нагреваемой среды: вода или воздух.
Как правило, терморегулятор (ТР) выполняется в форме аппаратного модуля, который измеряет температуру среды и передает сигнал управляющему модулю на активизацию или прекращение процесса нагрева.
Таким образом, существует две исполнительные модификации терморегулятора:
- Он выступает в роли самостоятельного устройства, имеющего функции по контролю и управлению процессом, например, контроль температуры и ее регулирование по проценту влажности в помещении;
- в качестве аппаратного модуля в составе общей автоматики безопасности.
Параметры
Рассмотрим основные технические характеристики таких реле для контроля температуры: ДТКБ 5, Т32М, ТЛ 3 1 и прочих.
ДТКБ 5:
Тип | Биметалл |
Климат, °С | От -30 до +35 °С |
Сопротивление (самая важная характеристика), Ом | 2 |
Максимальный показатель влажности, % | 95 |
Срок службы, г | 8 |
Т32М-01:
Тип | Капилляр |
Область использования | Измерения температуры воздуха |
Исполнение, °С | От -50 до 100 |
Сопротивление, Ом (мин/макс) | 2/10 |
Длина трубы капилляра, м | 0,6 |
ТЛ-3 1 кВт. Бытовой терморегулятор для аквариумов, также подходит для подключения к теплицам:
Тип | Биметалл |
Ток, напряжение/частота | Переменный, 220/50 |
Рабочие градусы, °С | 0-48 |
Мощность, Вт | 1 |
Сопротивление | 2 |
Реле-регулятор температуры с термопарой ТХК ОВЕН ТРМ502:
Конструктивные особенности | |
Климатическое исполнение, °С | 0 до +400 |
Сопротивление, Ом | |
Дополнительные сведения | Ударопрочное |
Модель выпускается с различными модификациями, очень известно ТРМ – это устройство с релейным таймером времени.
ТАМ103-01.1.1 (аналог ТАД):
Тип | Баллон |
Температура, °С | -50…+50 |
Сопротивление, Ом | 2 |
Максимальный порог контроля, °С | 80 |
Срок службы, г | 10 |
RT-820 M Danfoss (РТ-820):
Тип | Биметалл |
Показатели тока, напряжение/ мощность/частота | 220/1,1/50 |
Защита | IP20 |
Установка | На DIN-рейку |
Дополнительные конструктивные элементы | Светодиод, сигнализирующий о включении, простая система настройки, устройство оснащено защищенным выходом контактов |
Это очень удобное реле, т. к. его замена или ремонт легко производится собственноручно. Чаще всего размещается снаружи емкости или помещения.
Купить реле для контроля температурных изменений можно в любом городе. Наиболее доступными и надежными считаются отечественные (ТДС-102, ТР-101), Юрюзань, Норд (для холодильников, производитель Германия), ТР ОМ-5-06, ТС-2 и ТУДЭ-1М1. Продажа производится в любом городе (Москва, СПб и прочих), цена варьируется от нескольких долларов до сотни в зависимости от назначения и типа.
Виды термостатов
Итак, существуют разные их классификации. Первый и самый очевидный критерий – по виду бытовой техники или марки авто. Второй – диапазон рабочей температуры.
Существует три диапазона:
- Менее -60°C (Используются при взаимодействии с расплавленными металлами и солями)
- -60- 500°C (Такими теплоносителями являются вода, различные масла, спирты и т.д.)
- 300-1200°C ( Их ещё называют криостатами)
Холодоагентами в них служат гелий, азот и другие разжиженные или отвердевшие газы.
Рабочее тело (или теплоноситель), является ещё одним критерием и бывает трёх видов: воздушный, жидкостный, твердотельный.
Основной задачей является поддержание температуры.
Исходя из этой цели ещё одним критерием считают то, насколько точно они поддерживают заданный режим и амплитуду их отклонения от норм:
- 5—10°C (показатель низкой тепловой стабильности)
- 1—2 °C (тепловая стабильность хорошая, применимо для жидкостных)
- 0,1°C (тепловая стабильность высокая, очень распространена для воздушных)
- 0,01°C (такой точности можно добиться в приспособленных для жидкостей, которые построены по специальным конструкциям)
Его используют в разных областях и различными способами и классифицируют так:
- накладной
- промышленный
- комнатный
- погружной Схема термостата для отопления
смеситель для душа с термостатом Elghanca 6701574
Частые неисправности терморегулятора для тэна
Любой прибор в доме может сломаться, даже если речь идет о высококачественном и супер дорогом бойлере. Причиной поломки может быть совершенно любой фактор, как внешний, так и внутренний.
Есть ряд основных поломок, на которые обязательно стоит обратить внимание:
- Изнашивается медная капиллярная трубка.
- Трехконтактный терморегулятор и нагреватель плохо взаимодействуют между собой.
- Произошел сбой в регулировании нагревательного элемента.
- Образовалась накипь.
- Произошла поломка из-за перепадов в напряжении.
Стоит заметить, что если нет никаких навыков и знаний относительно работы с терморегулятором, то лучше всего осуществлять замену и ремонт данной детали в бойлере у специалиста, чтобы не было неуверенности в правильности выполненных действий, и устройство исправно выполняло свои прямые обязанности.
4 Разновидности приборов
Сегодня на рынке представлено несколько разновидностей термостатов для котлов отопления с разными функциями, способом монтажа и ценой. Наиболее популярными считаются механические, электронные, беспроводные и программаторы.
Механические модели наиболее простые в установке и управлении. Отличаются доступной стоимостью, что делает их востребованными. Как правило, приборы устанавливают на котлы, работающие с помощью твердого топлива, но это не исключает возможность применения для газового оборудования.
В основе конструкции может быть сильфон, наполненный жидким газом, или специальная пластина, которая при изменении температуры изгибается или расправляется, тем самым включая или выключая прибор. Важным достоинством таких моделей считается устойчивость к перепадам напряжения, низкая стоимость, простота настройки и возможность ремонта в случае поломки.
Самые распространённые поломки
Каким образом обнаружить и устранить:
- Вода слишком горячая (это может возникнуть из-за выхода из строя конструкции, которая выполняет регулирующую функцию)
- Авария в медной капиллярной трубке. Сама по себе эта деталь очень чувствительна к разного рода механическим повреждениям. К сожалению, её невозможно отремонтировать, а только установить новую.
- Сцепление ТЭНа и электрических разъёмов недостаточное.
- Термостат очень часто включается и выключается (причина в чрезмерном образовании накипи, которое превышает допустимую норму).
- Вода недостаточно нагрета, хотя мощность ТЭНа очень высокая (это возникает при неправильной регулировке)
- Неисправность электрических составляющих (чаще всего это из-за перепадов напряжения в электросети; нужно установить средство, которое обеспечит бесперебойное электропитание или же стабилизатор напряжения)
Как проверить термостат автомобиля
Можно выделить два основных способа проверки термостата автомобиля. Один из них проходит без снятия детали, но требует наличия пирометра, а второй более простой, но элемент потребуется на время проверки снять с двигателя.
Проверка термостата не снимая с двигателя
Как известно, корпус термостата соединяется с верхним шлангом радиатора, который включен в большой круг циркуляции охлаждающей жидкости. Соответственно, при рабочем термостате после пуска мотора верхний шланг радиатора должен оставаться холодным (слегка теплым) некоторое время, до того момента как по нему будет пущен антифриз.
Чтобы проверить термостат не снимая с двигателя, обзаведитесь пирометром (прибор для измерения температуры). Можно встретить мнение, что проверку следует производить и без прибора, замеряя температуру руками, но это довольно опасно, учитывая большое количество подвижных деталей при работе двигателя.
Направьте пирометр на верхний шланг радиатора и запустите мотор (холодный пуск). На протяжении двух-трех минус наблюдайте за показателями прибора. Далее сделайте вывод об исправности термостата по следующим правилам:
- Шланг на протяжении двух-трех минут был холодным (или его температура слегка поднималась), а после быстро нагрелся. Это свидетельствует о том, что термостат исправен, и он переключил циркуляцию охлаждающей жидкости с малого круга на большой после достаточного прогрева мотора;
- Шланг изначально медленно прогревался. В таком случае можно говорить, что термостат заклинил в открытом положении, и антифриз не циркулирует по малому кругу;
- Шланг не начал быстро прогреваться спустя две-три минуты. То есть, термостат неисправен, и он не переключает циркуляцию охлаждающей жидкости с малого круга на большой.
Важно: В процессе проверки термостата следите за температурой двигателя на панели приборов. Если термостат заклинил и не переключит охлаждающую жидкость на большой круг, двигатель начнет перегреваться, что может привести к выходу из строя дорогостоящих деталей
Проверка термостата в кастрюле
Широко распространенный и хорошо известный способ самостоятельной проверки термостата, это с использованием кастрюли. Как несложно догадаться, перед диагностикой потребуется снять термостат с двигателя машины и принести его домой. После этого проделайте следующее:
- Возьмите кастрюли и наполните ее водой;
- Осмотрите корпус термостата и ознакомьтесь на нем с технической информацией, в которой указывается, на какой температуре он должен переключиться;
- Подвесьте в кастрюле термостат таким образом, чтобы он был погружен в воду, но при этом не касался стенок и днища емкости, то есть соприкасался только с водой;
- Начните подогревать воду и положите в нее обычный термометр для замера температуры жидкости;
- Когда вода подойдет к значению переключения термостата из закрытого состояния в открытое, убедитесь, что это происходит. Также сравните показатель термометра, зафиксировав температуру, на которой открывается клапан переключения круга циркуляции охлаждающей жидкости, с идеальными значениями, указанными на корпусе устройства.
Если клапан при нагреве воды открывается, отследите его поведение при охлаждении жидкости, проверив, на какой температуре он вернется в исходное положение. На основании полученных данных сделайте вывод о работоспособности термостата.
Проверить его можно следующим образом. Включаем двигатель и сразу же щупаем верхний и нижний патрубок. Если они в течение минуты стали теплыми, это значит, что клапан закрыт не полностью. При этом двигатель будет долго прогреваться. Это очень вредит мотору – он не может выйти на свой температурный режим. Когда оба патрубка сразу после запуска стали теплыми, можно сделать вывод, что клапан заклинил наполовину. В таком случае требуется замена термостата.
Беспроводные радиоуправляемые термостаты
Еще более дорогостоящие, чем электронные программируемые, радио термостаты устанавливают редко. Используют в домах, где принято решение не использовать электрические кабели.
Команды сервоприводам подаются с помощью радиосигналов. Происходит это следующим образом. Сигнал от датчиков для водяного теплого пола поступает на радио термостат. Он перенаправляет их радио контролёру. Цепочка радиосигналов приводит к механизму подачи горячей воды. Цена такой аппаратуры высокая из-за того, что приёмники и передатчики установлены на каждом этапе передачи радиосигналов.
Ремонт такой системы, если она выйдет из строя, дорогостоящий.
Устройство
Если говорить в общем, то термостат предназначается для регуляции температуры охладительной жидкости и поддержания нужного теплового режима работы двигателя.
В большинстве своём, он изготавливается из таких материалов как медь, латунь или пластик. Его устройство включает в себя клапан, который контролирует поток антифриза по необходимости. Существует две разновидности термостатов – корпусные и бескорпусные.
- Первый представляет собой помещенное в алюминиевый или пластиковый корпус устройство, которое имеет не менее двух выводов, либо же оснащено 2-уровневым контуром. Два находящихся рядом вывода называются малым контуром и предназначаются для того, чтобы жидкость циркулировала внутри радиатора печки и мотора, не попадая в радиатор. Эта функция обеспечивает максимально быстрый прогрев двигателя до рабочей температуры, после чего термостат открывается полностью. В отечественных машинах такая температура стоит на уровне 80-85 градусов. Вручную её, как правило, отрегулировать невозможно, однако на СТО за отдельную плату вам могут представить такую услугу.
- Термостат корпусный находится прямо в блоке двигателей, в специально предназначенном месте, в чем и состоит его отличие от корпусного. Также на нем имеется выбитая цифровая маркировка, которая обозначает температуру, при которой он открывается.
В последнее время имеет место тенденция выпускать для отдельных марок зимние и летние варианты термостатов. В моделях, предназначенных для холодной погоды, действие устройства осуществляется при повышенной температуре, что обеспечивает хороший прогрев двигателя и, соответственно, его лучшую работу. Суть таких новшеств заключается в том, что более старые автомобили при повышенной температуре лучше вписываются в рамки теплоотдачи. Для новых машин смена термостата совершенно не обязательна.
Устройство регулятора температуры антифриза
Принцип работы капиллярных термостатов
Работа капиллярного термостата базируется на первом законе термодинамики, который гласит, что при изменении температуры в термодинамической системе она выполняет механическую работу, пока не придет к равновесному состоянию. Конструкция капиллярного термостата позволяет контролировать температуру за счет регулирования величины точки равновесия и включает в себя следующие элементы:
- датчик в виде металлической капсулы, содержащей рабочую жидкость;
- капилляр, соединяющий датчик с регулирующим блоком термостата;
- регулирующий блок или электромеханическое реле, посредством которого задаются нужные параметры (устанавливается точка равновесия).
При нагревании датчика происходит расширение содержимого капсулы, которое через капиллярную трубку оказывает давление на мембрану реле, а при достижении заданной температуры происходит размыкание контактов. Обычная погрешность такого устройства составляет ±3-4°C. Такой вид электротехники https://www.scat-technology.ru/, как капиллярный терморегулятор, очень прост, надежен и энергонезависим, благодаря чему используется в разнообразной технике.
Наполнитель термостата
Термостат может иметь различные виды наполнителя в основе своей конструкции. Мы уже упоминали, что выделяют жидкостной наполнитель и твердотельный. Принцип работы и устройство этих решений практически одинаково. Отличия заключаются только в повышенной герметизации жидкостной конструкции, а также в индивидуальных физических свойствах самого наполнителя и его чувствительности к температурным колебаниям зависимо от состава.
Современные двигатели получили такой тип устройства, который имеет в основе твердый наполнитель. Под таким наполнителем стоит понимать основной термоэлемент, который внутри термостата находится изначально в твердом физическом состоянии.
Разновидности термостатов
Простейшие приборы с одним клапаном уже нигде не применяются. Мощные современные двигатели выделяют много тепла, при этом требовательны к точности поддержания режима. Поэтому разрабатываются и внедряются даже более сложные конструкции, чем описанная двухклапанная.
Часто можно встретить упоминание об электронном термостате. Никакой особенной интеллектуальной начинки в нём нет, просто добавлена возможность электроподогрева рабочего элемента. Он как бы подвергается обману, реагируя не только на омывающий антифриз, но и на энергию, выделяемую токовой спиралью. В режиме частичных нагрузок будет выгоднее повысить температуру ОЖ до максимального значения порядка 110 градусов, а на максимальных наоборот, снизить примерно до 90. Это решение принимается программой блока управления двигателем, которая и подаёт в нагревательный элемент нужную электрическую мощность. Так можно и повысить экономичность автомобиля, и предотвратить быстрый переход температуры за опасный порог при пиковых нагрузках.
Существуют и двойные термостаты. Сделано это для раздельного регулирования температуры блока и головки цилиндров. Так обеспечивается улучшение наполнения, а значит и мощности, с одной стороны, и быстрый прогрев с минимизацией потерь на трение с другой. Температура блока оказывается на десяток градусов выше, чем у головки, а значит и у камер сгорания. Помимо прочего, это ещё и снижает склонность турбомоторов и атмосферников с высокой степенью сжатия к детонации.
Назначение
Капиллярный термостат используется для контроля температуры. Используется в качестве реле в бытовой технике, промышленности, для обеспечения безопасности при возникновении пожаров.
Данное устройство может использоваться в качестве терморегулятора двойного действия. В первом случае элемент может отключать различные системы в случае увеличения температуры. Во втором случае, способен отключать работающие системы, переключаясь на обеспечение работы других систем. Например, при повышении температуры может отключить приборы, нагревательные элементы и включить кондиционер или вентилятор, для охлаждения помещения. Также способен запустить оповещение при пожаре. Назначений у этого элемента много, главное по какой схеме он включен в электрическую цепь.