Как сэкономить на топливе? Критерии выбора отопительного оборудования
Агрегаты, потребляющие жидкое топливо, рассчитываются как на один, так и на два контура. И вполне очевидно, что во втором случае расход горючего будет большим, из-за чего затраты лишь увеличатся. По этой причине лучшим вариантом для двухконтурных приборов может быть только сокращение расхода потребляемой горячей воды, что поможет сэкономить на горючем.
Специалисты советуют еще одно. По их словам, снизить расход топлива можно и путем установки низшей температуры для носителя тепла. И заключительный момент – в наиболее теплой комнате желательно установить термостат. Если будете следовать всем этим рекомендациям, то сумеете сократить расход горючего, требуемого для функционирования котла, и сэкономите энное количество денег.
На многих тематических формах пользователи интересуются: какие агрегаты более экономны – на дизеле или на электрической энергии? И какой вообще имеет дизельный котел отопления расход топлива ? Однозначно ответить на данный вопрос достаточно сложно, поскольку это зависит от ряда моментов, среди которых:
- качество термоизоляции здания;
- стоимость применяемого топлива;
- площадь отапливаемого помещения;
- особенности конкретной климатической зоны;
- кол-во жильцов в доме.
И если знать обо всех этих факторах, то можно примерно рассчитать расход того и другого топлива, сравнивая затраты. А сейчас – еще несколько дельных советов, касающихся выбора отопительного агрегата.
- Отопительное оборудование, потребляющее дизельное топливо, при наличии топочной камеры, выполненной из стали, будет невосприимчивым к температурным перепадам. Вместе с тем, сталь подвергается процессу ржавления, поэтому служит не так долго, как, к примеру, чугун.
- Чем выше стоимость котла отопления, тем выше риск того, что его техобслуживание обойдется вам очень дорого (если сравнивать с моделями, имеющими меньшую стоимость).
- Приборы, которые оснащены топочной камерной из чугуна, способны прослужить до двадцати лет, но вот температурные перепады влияют на них, притом весьма существенно. В такого рода отопительных системах необходимо устанавливать клапаны, которые будут подмешивать нагретую жидкость в трубопровод «обратки». Все это требуется для того, чтобы топочная камера попросту не раскололась.
Конвекционный или конденсационный
Принцип работы обычного конвекционного и конденсационного котлов. Эффективность, а значит и экономность, дизельного отопительного котла зависит от способа использования высвободившейся при сгорании дизтопива тепловой энергии:
- конвекционный – стандартный тип котла, в котором теплоноситель нагревается за счет прямого сгорания топлива, часть тепла при этом уходит с продуктами сгорания (температура отходящих газов порядка 75-110°C);
- конденсационный – современное устройство котла, подразумевающее наличие дополнительного теплообменника, извлекающего тепло из конденсата, который в свою очередь образуется из отходящих в дымоход продуктов сгорания. Таким образом, удается аккумулировать практически все полученное при сжигании тепло (температура отходящих газов в среднем 35-45°C).
Настенный или напольный
В виде больших габаритов горелки и большего веса котлоагрегата в целом, дизельные котлы, как правило, – напольные. Существуют и настенные модели, например, шведский CTC 950 RU. Однако на данный момент рассматривать их к покупке мы не рекомендуем: найти их в продаже сложно, стоят навесные модели в 1,5-2 раза дороже напольных аналогов, а сервисная структура часто не столь развита даже в Москве и МО, не говоря уже о регионах.
Одноконтурный или двухконтурный
Наглядный принцип работы двухконтурных котлов с приоритетом горячего водоснабжения (ГВС). Одноконтурные модели рассчитаны исключительно на отопление. Двухконтурные же имеют дополнительный контур горячего водоснабжения (ГВС) и при открытии крана в точке потребления начинают подогревать санитарную горячую воду, которая не смешивается с технической в контуре отопления. Разумеется, выбор зависит от требований к котлу.
На первый взгляд лучше выбрать одноконтурный котел, поскольку стоимость топлива и так высока. Однако эффективнее все же двухконтурные модели, это подтверждается и значительно большим спросом на них. Стоимость двухконтурного котла бюджетной и средней ценовой категории лишь на 5-15% выше, в то время как для организации в доме горячего водоснабжения иным способом понадобится от 15 до 50 тыс. руб, а стоимость электроэнергии, которая будет затрачиваться на подогрев выше, чем стоимость дизельного топлива.
Ёмкость для хранения топлива
Теперь самое интересное. Для жидкотопливного котла нужна ёмкость для хранения топлива, и это я чуть выше отнес к недостаткам.
Расчеты, показанные выше, говорят, что ёмкость нужна на несколько тонн. Изобретать здесь ничего не нужно и лучше купить готовую ёмкость со всем встроенным оборудованием: поплавком, отводом паров, краном слива, набором для забора топлива, трубопроводом для вывода топлива к горелке и т.п.
Материал для ёмкостей это сталь, полиэтилен, стекловолокно.
Для установки ёмкости потребуется подготовка площадки, котлован, бетонирование и масса специальных работ. Это нужно понимать и скорее всего, придется нанимать специалистов.
Котлы на жидком топливе — обзор моделей и выбор лучшего
Эту серию моделей производит De Dietrich (Франция). Сделаны котлы из чугуна, имеют мощность от 21 до 39 кВт. Могут быть обеспечены одной из трех систем регулировки работы установки (выбирать может покупатель) – ручная, дистанционная, автоматическая регулировки. Есть возможность переоборудования на газ с условием замены горелки. Модель стоит примерно 71 200 рублей.
Delta Pro 25/45/55
Производитель – Бельгия (ACV). Предназначение этих установок – домашнее использование, преимущественно не только для обогрева, но и для обеспечения жильцов дома горячей водой – к отопительному контуру подключается бак для подогрева воды. Нагрев жидкости до +30 градусов производится примерно в течение 10 минут. Котел может быть переделан под использование газового топлива. Стоимость — от 160 000 до 202 000 рублей.
Kiturami STS Oil
Южнокорейские котлы очень востребованы из-за невысокой цены (от 28 920 рублей). Но при этом они имеют отличное качество. Изготовлены они из нержавейки, легкие и прочные, а также компактные.
Бизон 30NL/40NL/ 50NL
Производитель – Словакия (фирма Protherm). Этот ряд моделей объединяет несколько установок, что прекрасно работают на жидком топливе. Отличаются мощностью, которая напрямую зависит от количества чугунных секций в теплообменнике. За работой оборудования помогает следить смотровое окно. Агрегаты обеспечивают и нагрев воды. Интересно, что производитель называет котлы названиями животных. Оборудование может быть переделано под потребление газового топлива – горелка покупается отдельно. Стоимость: 46 100 – 74 600рублей.
Эти корейские котлы служат минимум 10 лет, если верить производителю. Их мощность начинается от 11 кВт. Установки оборудованы турбонаддувной горелкой, встроенной вовнутрь. За счет этого удалось добиться снижения шума. Котлы большей мощности (от 40 кВт) оборудованы горелкой с насосами шестеренчатыми. Котел будет стоить от 38 580 до 49 850 рублей (в зависимости от конкретной модификации).
Производитель этих котлов – Германия (Buderus). Они отлично работают на жидком топливе, при необходимости легко переводятся на газовое. Отличаются надежностью, эффективностью, безопасностью. Очень экономны – этого удалось добиться за счет уникальной системы управления, которая отслеживает погодные условия и называется Buderus Logamatic
И, что тоже очень важно, котлы этой фирмы выглядят очень презентабельно. Среднерыночная стоимость — около 125 580 рублей
Автоматика (управление)
Топливо по своим характеристикам может самостоятельно поступать котел, его не нужно подбрасывать, как дрова
Поэтому в котлах данного типа максимальное внимание уделяется автоматическому управлению, которое минимизирует присутствие человека в работе котла
На примере, попавших мне, котлов Китурами, посмотрим, что входит в автоматику котла. На корпусе видим, датчики уровня топлива, температур, перегрева. Есть, электронный блок дистанционного управления. Индикаторы котла позволяют следить за температурой теплоносителя в теплообменнике, циркуляционным насосом, горелкой, питанием. Хитрые кнопки «Сон», «Душ», тоже элементы универсальной автоматики. Это плюс.
Виды жидкого топлива
Список разновидностей жидкого горючего довольно обширный. Выбор конкретного типа зависит от модели котла. Чаще всего используется:
- мазут;
- дизельное топливо;
- керосин;
- отработанное масло.
Это интересно: выбор дизельного котла для частного дома.
Мазут и дизельное топливо довольно лёгкие виды горючего. Их легко транспортировать и хранить. Ввиду невысокой вязкости топлива оно сгорает максимально эффективно. Минимальное количество золы и серы в составе обеспечивает сохранность оборудования и минимизацию выбросов в окружающую среду.
При выборе горючего для отопительного котла на жидком топливе следует обращать внимание на вязкость и количество серы в составе. Цена на продукт с низким содержанием серы выше, но его использование имеет преимущества:
- экономичный расход;
- низкие затраты на обслуживание и ремонт оборудования;
- минимальное количество вредных выбросов в атмосферу.
Безопасная эксплуатация
Жидкотопливные котлы относятся к объектам повышенной опасности. Неправильная эксплуатация таких агрегатов приводит не только к нарушению тепловых режимов, но может вызвать взрыв котла или создать очаг пожара. В промышленных жидкотопливных агрегатах к эксплуатации допускаются лица, которым исполнилось 18 лет, аттестованные на знание правил безопасной эксплуатации.
В бытовых топочных, установленных в жилых домах, ответственность за безопасную эксплуатацию несет владелец такого домостроения. Поэтому он обязан выполнять все заводские инструкции по эксплуатации установленного котла. Это касается процедур включения, выключения, настройки рабочего режима и эксплуатации топливного хозяйства.
Заводом-изготовителем указывается периодичность и виды работ по техническому обслуживанию агрегата. Оно, как правило, проводится ежегодно перед запуском агрегата в эксплуатацию. Сюда входит очистка наружных и внутренних поверхностей котла и дымовентиляционных систем. Проверка состояния конвективных поверхностей нагрева, трубопроводов, запорно-регулирующей арматуры и первичных датчиков системы безопасности.
Преимущества жидкотопливных котлов
- Есть вполне очевидные преимущества жидкотопливных котлов используемых на производствах, связанных с горюче смазочными материалами. Для частных домов преимущества котлов этого типа могут вызвать вопросы:
- Котлы на жидком топливе имеют высокий КПД от 86 до 98%. Это хороший показатель, и он очень близок к показателям газовых котлов;
- Несомненный плюс дизельных котлов, в отличие от газовых, не нужно разрешений (согласований) на монтаж котла. Хотя топочную комнату оборудовать всё равно придется;
- Дизельные котлы выпускаются в максимально автономных комплектациях. Автоматика котлов и автоматическая подача топлива, позволяют минимизировать присутствие человека для обслуживания;
- Еще один плюс, это возможность достаточно быстро и просто, сменив горелку котла, перейти на работу с природным газом;
- Хотя и нет всеядных котлов, дизельные котлы могут работать на альтернативных видах жидкого топлива, о чём указано в документации к котлу;
- Котлы на жидком топливе можно вписать в любую отопительную систему и могут работать с любым теплоносителем (водой и антифризом).
Устройство и принцип работы
Дизельный котел является отличной альтернативной любому другому типу котлов, кроме газовых – с ними по дешевизне и удобству не сравнится никто. Работая на дизтопливе, они генерируют тепло в автоматическом режиме, практически не требуя участия пользователей. Этим они существенно выигрывают перед твердотопливными агрегатами, которые не могут жить без человека – в них нужно постоянно подкидывать дрова и убирать из них угольки и золу.
Дизельный котел может выиграть и перед электрическим отопительным оборудованием. В первую очередь следует выделить низкое энергопотребление – электроэнергия здесь используется разве что для работы горелки и работы автоматики. Ему не нужна мощная электропроводка, а ежемесячные расходы «на свет» будут сравнительно скромными. А во вторую очередь, дизельные котлы могут работать на других видах жидкого топлива. Если же в доме внезапно отключится электроэнергия, они смогут поработать на маломощных бесперебойных блоках питания.
Жидкотопливный дизельный котел отличается сравнительно простым устройством – по своей конструкции он напоминает самый обыкновенный газовый отопительный агрегат. Различие кроется только в устройстве горелки – здесь она работает на жидком топливе:
Дизельный котел – довольно сложный с технической точки зрения агрегат. Настоятельно рекомендуем Вам в точности следовать инструкции по его эксплуатации – иначе дорогостоящего ремонта не избежать.
- Топливный насос подает горючее в горелку;
- Сюда же, с помощью вентилятора, подается воздух;
- Образуется топливно-воздушная смесь, поступающая в камеру сгорания;
- В камере сгорания топливная смесь воспламеняется и сгорает с выделением большого количества тепловой энергии.
Для того чтобы увеличить производительность, котлы на дизтопливе нередко оснащаются системами подогрева топлива.
Примерно такая же схема сжигания топлива используется в дизельных двигателях, только устроены дизели по-другому. Но топливно-воздушная смесь здесь практически такая же.
Давайте посмотрим, что еще есть в дизельных котлах:
- Основные теплообменники – используются для подогрева теплоносителя, могут быть стальными или чугунными;
- Вторичные теплообменники – применяются в двухконтурных моделях для подготовки горячей воды;
- Электронные или механические модули управления – обеспечивают соблюдение температурного режима;
- Корпуса с теплоизоляцией – обеспечивают безопасную эксплуатацию и сохранение тепла.
Также на борту дизельных котлов нередко ставится встроенная обвязка – это группа безопасности, расширительные бачки и циркуляционные насосы.
Группа безопасности включает в себя манометр, автоматический воздухоотводчик и предохранительный клапан.
Принцип работы дизельного котла довольно прост и весьма доходчиво иллюстрирован на приведенной выше картинке.
Любой дизельный котел работает так же, как и его газовые собратья – при команде с модуля управления происходит розжиг горелки, начинается нагрев теплоносителя, который продолжается до тех пор, пока не будет подана команда на отключение горелки. В двухконтурных моделях предусмотрены дополнительные теплообменники с трехходовыми клапанами – при открытии крана с водой происходит отключение отопительного контура, горячий теплоноситель циркулирует через вторичный теплообменник, подготавливая горячую воду.
Расход дизельного котла равен примерно 1/10 от его тепловой мощности. Например, если выбранная модель обладает мощностью 24 кВт, то она будет потреблять около 2,4-2,5 л/час. Минимальный расход топлива характерен только для самых маломощных агрегатов – это типичные варианты для дачи. Отопление дизельным топливом нельзя назвать намного более выгодным, чем отопление электроэнергией, но у него есть свои преимущества, о которых мы рассказали чуть ранее.
В реальности расход топлива может колебаться в ту или иную сторону, в зависимости от конструкционных особенностей горелки и котла.
Как работают отопительные котлы на жидком топливе
Принцип работы котла отопления на жидком топливе, основан на производстве топливно-воздушной смеси с последующим распылением ее в камере сгорания. Дизтопливо, проходит следующие этапы подготовки:
- Солярку заливают в хранилище, подключенное к топливонасосу. Для улучшения теплоэффективности, стенки резервуаров с топливом, размещенные на улице или вкопанные в грунт, подогревают.
Топливный насос, забирает солярку из хранилища и подает на горелочное устройство, создавая давление в трубопроводе. Одновременно, топливонасос задает режим работы отопительного котла на жидком топливе. С помощью показаний датчиков, контроллер определяет качество солярки и процент ее загустевания, меняя интенсивность и скорость подачи.
Дизтопливо, подается в камеру подготовки. В блоке, топливо предварительно смешивается с воздухом и подогревается до температуры, оптимальной для горения.
Топливовоздушная смесь, подается на форсунку котла, отвечающую за равномерный впрыск топлива в камеру сгорания. Устройство форсунок, основано на использовании механического, гидравлического или электронного клапана. Топливо, впрыскивается в камеру сгорания, в виде легко воспламеняемой мелкодисперсной пыли. Внутри форсунки для жидкого топлива, установлен электрод, воспламеняющий топливовоздушную смесь.
Чтобы аккумулировать тепло, получаемое посредством сжигания топлива, отопительный котел на жидком топливе, использует теплообменник из чугуна, нержавеющей или конструкционной стали. Для подогрева горячей воды, вторичный контур из меди.
Жидкотопливные отопительные котлы, снабжаются системами автоматизации и многоуровневой защитой, предотвращающей затухание пламени. Наиболее экономичные отопители, оснащены погодозависимой автоматикой, самостоятельно изменяющей рабочие настройки, в зависимости от температуры нагрева помещения и условий окружающей среды.
Какие горелки используются под жидкое топливо
От выбора горелки для жидкого топлива, в конечном счете, зависит то, насколько экономичным будет отопление. Котлы, оснащаются горелочными устройствами, классифицирующимися по нескольким признакам:
- Тип изменения мощности – в жидкотопливные котлы, устанавливают модуляционные и двухступенчатые горелки:
- Модуляционные, плавно регулируют интенсивность нагрева, изменяя мощность в пределах от 30 до 100%, что позволяет подстроиться под фактические потребности помещения в тепле и избежать перерасхода топлива.
- Двухступенчатые горелки, работают в двух режимах, на 30 и 100%. При нагреве теплоносителя до необходимой температуры, происходит переключение на пониженную мощность.
По типу установки – производители используют встраиваемые и навесные устройства. Встроенные горелки, устанавливаются в заводских условиях. После сборки, их регулируют и отлаживают работу. Навесные горелочные устройства, приобретаются отдельно и устанавливаются самостоятельно.То, насколько экономичными окажутся котлы, зависит от квалификации установщика – регулировщика оборудования. Мощность горелки, не ограничена.
Стоимость отопления, напрямую зависит от типа используемого горелочного устройства. Для бытового применения, оптимальным вариантом, считается встроенная модуляционная горелка.
Какое жидкое топливо можно заливать
Устройство современных котлов на жидком топливе, позволяет, в качестве источника тепла, использовать солярку, мазут, отработку масла, сжиженный газ. Перед тем как перевести котельное оборудование на альтернативный вид сырья, следует убедиться в следующем:
- В модели предусмотрена возможность сжигания альтернативного топлива. У мазута, отработки и солярки, разные показатели вязкости, наличия твердых частиц, горючести. Соответственно, работать на всех видах жидкого топлива, сможет только универсальный котел. Производители, отдельно упоминают о такой допустимости, в описании модели.
Существует возможность в регулярном обслуживании тепловой станции. При сжигании отработки и мазута, выделяется большой процент сажи и копоти, оседающей на стенках теплообменника и дымоходной трубы. Чистить узлы, придется каждые 1-2 дня, в зависимости от качества сырья. Потребуется чаще менять фильтры и менять настройки горелочного устройства.
Система отопления с котлом, работающем на жидком топливе, универсальна. После определенных модификаций, котельное оборудование переводят на сжиженный газ или отработку, и обратно на солярку. Наилучшие показатели КПД и теплоэффективности, наблюдаются при работе на дизтопливе.
Уголь
В России можно купить только уголь низкого качества. Это будет только рядовой сорт угля, у которого фракция от 0 до 100 мм. Сортированный купить практически невозможно.
При выборе котла с автоматической подачей надо обратить внимание на то, какой уголь рекомендует производитель — наверняка сортированный, которого в продаже нет. Мелкие фракции проваливаются через колосниковую решётку даже в котлах с ручной подачей, и не сгорают
Плотный слой мелкой фракции препятствует подаче кислорода, необходимого для горения. Нужная дополнительная интенсивная подача воздуха с помощью вентилятора
Мелкие фракции проваливаются через колосниковую решётку даже в котлах с ручной подачей, и не сгорают. Плотный слой мелкой фракции препятствует подаче кислорода, необходимого для горения. Нужная дополнительная интенсивная подача воздуха с помощью вентилятора .
При автоматическом поддержании горения имеет значение теплотворная способность и фракция угля.
Преимущества
- Теплотворная способность выше чем у дров.
- Простота и долговечность: данный вид котлов не требует специального обслуживания, а простота конструкции котла без автоматической подачи минимизирует число поломок.
- В степной зоне практически единственный вид доступного топлива
Недостатки
- Зимой влажный уголь смерзается. О
- От угля на участке и в помещении где стоит котёл много грязи.
- При горении образуется чёрный дым.
- Топливо необходимо загружать в топку вручную.
- Плохо поддаётся поддержанию заданной температуры теплоносителя.
Устройство и принцип работы
Дизельный котел является отличной альтернативной любому другому типу котлов, кроме газовых – с ними по дешевизне и удобству не сравнится никто. Работая на дизтопливе, они генерируют тепло в автоматическом режиме, практически не требуя участия пользователей. Этим они существенно выигрывают перед твердотопливными агрегатами, которые не могут жить без человека – в них нужно постоянно подкидывать дрова и убирать из них угольки и золу.
Дизельный котел может выиграть и перед электрическим отопительным оборудованием. В первую очередь следует выделить низкое энергопотребление – электроэнергия здесь используется разве что для работы горелки и работы автоматики. Ему не нужна мощная электропроводка, а ежемесячные расходы «на свет» будут сравнительно скромными. А во вторую очередь, дизельные котлы могут работать на других видах жидкого топлива. Если же в доме внезапно отключится электроэнергия, они смогут поработать на маломощных бесперебойных блоках питания.
Жидкотопливный дизельный котел отличается сравнительно простым устройством – по своей конструкции он напоминает самый обыкновенный газовый отопительный агрегат. Различие кроется только в устройстве горелки – здесь она работает на жидком топливе:
Дизельный котел — довольно сложный с технической точки зрения агрегат. Настоятельно рекомендуем Вам в точности следовать инструкции по его эксплуатации — иначе дорогостоящего ремонта не избежать.
- Топливный насос подает горючее в горелку;
- Сюда же, с помощью вентилятора, подается воздух;
- Образуется топливно-воздушная смесь, поступающая в камеру сгорания;
- В камере сгорания топливная смесь воспламеняется и сгорает с выделением большого количества тепловой энергии.
Для того чтобы увеличить производительность, котлы на дизтопливе нередко оснащаются системами подогрева топлива.
Примерно такая же схема сжигания топлива используется в дизельных двигателях, только устроены дизели по-другому. Но топливно-воздушная смесь здесь практически такая же.
Давайте посмотрим, что еще есть в дизельных котлах:
- Основные теплообменники – используются для подогрева теплоносителя, могут быть стальными или чугунными;
- Вторичные теплообменники – применяются в двухконтурных моделях для подготовки горячей воды;
- Электронные или механические модули управления – обеспечивают соблюдение температурного режима;
- Корпуса с теплоизоляцией – обеспечивают безопасную эксплуатацию и сохранение тепла.
Также на борту дизельных котлов нередко ставится встроенная обвязка – это группа безопасности, расширительные бачки и циркуляционные насосы.
Группа безопасности включает в себя манометр, автоматический воздухоотводчик и предохранительный клапан.
Принцип работы дизельного котла довольно прост и весьма доходчиво иллюстрирован на приведенной выше картинке.
Любой дизельный котел работает так же, как и его газовые собратья – при команде с модуля управления происходит розжиг горелки, начинается нагрев теплоносителя, который продолжается до тех пор, пока не будет подана команда на отключение горелки. В двухконтурных моделях предусмотрены дополнительные теплообменники с трехходовыми клапанами – при открытии крана с водой происходит отключение отопительного контура, горячий теплоноситель циркулирует через вторичный теплообменник, подготавливая горячую воду.
Расход дизельного котла равен примерно 1/10 от его тепловой мощности. Например, если выбранная модель обладает мощностью 24 кВт, то она будет потреблять около 2,4-2,5 л/час. Минимальный расход топлива характерен только для самых маломощных агрегатов – это типичные варианты для дачи. Отопление дизельным топливом нельзя назвать намного более выгодным, чем отопление электроэнергией, но у него есть свои преимущества, о которых мы рассказали чуть ранее.
В реальности расход топлива может колебаться в ту или иную сторону, в зависимости от конструкционных особенностей горелки и котла.